Чем можно промыть систему охлаждения двигателя?

Dzhiper89 › Блог › Как промыть систему охлаждения двигателя

Промывка системы охлаждения двигателя – это такая же необходимая процедура как, например, замена масла и фильтров. Если не промыть систему охлаждения двигателя во время замены охлаждающей жидкости, то накипь и грязь, скопившаяся внутри, забьют тонкие каналы радиатора, патрубки, помпу, что, в конце концов, приведет к плачевным последствиям.

Ниже мы расскажем о том, как промыть систему охлаждения двигателя, для чего это нужно делать, и чем её лучше промывать в домашних условиях.

Зачем промывать систему охлаждения двигателя

Многие автовладельцы никак не могут понять, почему залитая недавно охлаждающая жидкость вдруг почернела как уголь? Все дело в том, что чистый антифриз заливается в грязный радиатор и проходит по загрязненным шлангам и патрубкам. Так можно бесконечно тратить деньги на охлаждающую жидкость – толку все равно не будет.

Радиатор может быть загрязнен различными отложениями. Их тип зависит от того, что используется в качестве охлаждающей жидкости. Как правило, в охлаждающую систему заливают одно из двух:

Воду. Некоторые автомобилисты до сих пор заливают её в радиатор. Однако летом вода становится источником образования накипи, которая засоряет всю систему. А зимой она может просто замерзнуть и привести в негодность двигатель, радиатор и другие элементы охлаждающей системы.
Антифриз. Это специальная жидкость, предназначенная для охлаждения двигателя во время работы (подробней об антифризах читайте здесь). Однако с течением времени происходит его разложение, продукты которого оседают внутри охлаждающей системы и также могут доставить много неприятностей.
Исход такой ситуации предугадать нетрудно – постоянные перегревы мотора, отказ заводиться и так далее. Всё это приближает капитальный ремонт силового агрегата, поэтому необходимо время от времени проводить промывку системы охлаждения двигателя.

Но стоит ли ехать на СТО или можно её промыть самостоятельно? Естественно, отправить автомобиль на станцию будет оптимальным решением. Там работают квалифицированные специалисты, вооруженные необходимым инструментарием. Они смогут провести промывку охлаждающей системы в кратчайшие сроки. Другое дело, что подобные услуги стоят денег, к тому же придется на некоторое время расстаться с машиной.

Однако промыть систему охлаждения можно и самостоятельно. Это не слишком сложная процедура, так что, опираясь на рекомендации профессионалов, можно всё сделать своими руками в домашних условиях.

Чем промыть систему охлаждения двигателя в домашних условиях?

Промыть систему охлаждения двигателя можно следующими жидкостями:

Дистиллированной водой;
Подкисленной водой;
Специальными средствами для промывки системы охлаждения двигателя.
Выбор средства очистки зависит от состояния автомобиля.

Заниматься промывкой системы охлаждения двигателя нужно либо летом на улице, либо зимой в теплом боксе. Для начала слейте из системы старый антифриз – этот процесс очень подробно описан в инструкции по замене охлаждающей жидкости. Если кратко, то алгоритм действий следующий:

Если мотор горячий, ему надо дать возможность остыть.
Машину поставьте на ровную поверхность.
Для защиты рук от горячих элементов двигателя и системы охлаждения лучше одеть перчатки.
Откройте и зафиксируйте капот.
Под радиатором нужно поставить емкость для сбора старой охлаждающей жидкости.
Вывернув сливные пробки, слейте антифриз по очереди из двигателя и радиатора.
По виду слитой жидкости можно сделать выводы о состоянии системы охлаждения в целом. В слитом антифризе могут присутствовать разные частицы (накипь, ржавчина и тому подобное).

Промывка системы охлаждения двигателя дистиллированной водой

Хотим сразу отметить, что это самый недорогой метод промывки системы охлаждения двигателя, но при том он и наименее эффективный. По затратам времени и сил промывка дистиллированной водой занимает также не первое место. Однако в некоторых случаях такой способ будет вполне оправдан.

Естественно, что простую воду из-под крана для промывки системы охлаждения двигателя использовать нельзя. В ход должна идти исключительно дистиллированная вода или, на худой конец, кипяченая не менее 20 минут (она имеет в своем составе минимум солей).

Промывка системы охлаждения проводится элементарно:

Заливаете в радиатор дистиллированную воду.
Заводите машину и даёте ей поработать вхолостую порядка 15-20 минут.
Глушите двигатель и сливаете воду из системы охлаждения.
Такую процедуру надо повторять несколько раз, пока вода не станет чистой. Данный метод походит лишь в том случае, когда машина относительно новая, а в слитом антифризе не видно явных загрязнений.

Следующие два способа промывки будут на порядок эффективнее.

Промывка системы охлаждения двигателя подкисленной водой

Наши отцы и деды, в своё время, систему охлаждения двигателя промывали подкисленной водой. Такой раствор шел в ход тогда, когда в слитом антифризе обнаруживалась накипь или следы коррозии. При их наличии в системе может внезапно закупориться шланг или патрубок, что приведет к неисправности всей охлаждающей системы и нежелательным последствиям для двигателя.

В данном случае простая дистиллировка уже не поможет справиться с проблемой. Для промывки системы охлаждения необходимо будет самостоятельно приготовить слабокислый водный раствор на основе одного из следующих компонентов:

лимонная кислота;
молочная кислота;
уксусная эссенция;
каустическая сода.
При промывке этим способом есть один существенный недостаток – можно добавить слишком много кислоты, которая впоследствии просто разъест резиновые и пластиковые комплектующие системы охлаждения двигателя. Так что добавлять кислоту следует крайне осмотрительно.

Промывка выполняется следующим образом:

Готовый слабокислый раствор необходимо залить в систему охлаждения.
Завести двигатель на 15 минут, после чего заглушить его.
Сразу после этого жидкость сливать не нужно. Ей необходимо дать побыть внутри системы несколько часов.
Через 2-3 часа воду из системы сливают и повторяют операцию заново.
Всего нужно уделить промывке порядка 5-7 часов. После окончания процедуры остатки раствора удаляются из системы охлаждения при помощи финишной промывки дистиллированной водой.

Однако, учитывая высокую агрессивность того же раствора каустической соды или лимонной кислоты, мы не рекомендуем ними промывать систему охлаждения.

Промывка системы охлаждения двигателя специальными средствами

На сегодняшний день современная химическая промышленность предлагает нам множество вариантов специальных средств для промывки системы охлаждения двигателя. Их можно разделить на четыре класса:

Кислотные;
Щелочные;
Двухкомпонентные;
Нейтральные.
Дело в том, что в системе охлаждения встречаются два вида загрязнений: первый тип (накипь и коррозия) отмывается только кислотами, а второй (продукты разложения антифриза) – только щелочами.

Создать средство для промывки, которое содержит и кислотную, и щелочную составляющую не представляется возможным, так как кислота и щелочь нейтрализуют друг друга. Поэтому большинство средств для промывки систем охлаждения двигателя, продающиеся в магазинах – это либо кислотные, либо щелочные составы. То есть они удаляют либо одну часть загрязнений, либо другую.

Существуют также двухкомпонентные промывочные жидкости, которые действуют по очереди: сначала систему промывают первым компонентом, затем – вторым. Они более эффективны, но в то же время и стоят дороже, и времени на промывку требуют больше.

В последние годы появился новый класс средств для очистки. Они основаны не на кислотах и не на щелочах, а на системе катализаторов, и имеют нейтральный pH. Их принято ещё называть «мягкой промывкой». Нейтральные средства для промывки выпускаются как в виде присадок к антифризу, так и в виде концентратов охлаждающей жидкости.

Достаточно просто залить препарат «мягкой промывки» в расширительный бачок системы охлаждения, и после этого продолжать обычную эксплуатацию машины. За 1-2 тыс. км пробега такое средство отмоет все загрязнения, которые есть в системе, причем растворит их до коллоидного состояния, исключающего возможность забивания остатками загрязнений мелких трубок радиатора.

Этот вариант промывки является оптимальным, так как не приходится кипятить воду или готовить растворы. Кроме того, данные составы полностью соответствуют принятым нормам, а купить их можно в любом автомагазине. Такие средства не только полностью очищают систему охлаждения, но и делают это с нанесением минимального вреда двигателю.

Советы опытных автовладельцев, чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины и накипи

Промывка системы охлаждения двигателя – обязательная процедура для каждого автомобилиста. Оставшиеся внутри накипь, грязь, ржавчина в конечном итоге забивают радиаторные каналы, помпу, патрубки.

Чтобы не допустить этого, важно определить момент, когда конструкция нуждается в очистке и выбрать подходящее средство. Для удаления наслоений используют как народные, так и специальные очистители.

В этой статье расскажем, чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины и накипи в домашних условиях.

Когда необходима промывка?

Внутреннюю очистку рекомендуется производить минимум раз в год. Лучше всего этим заниматься после окончания зимы. Определить точное время помогает световой индикатор с изображением радиатора. Помимо этого существуют и другие признаки, по которым можно судить о необходимости очищения.

К ним относятся:

  1. Систематические перегревы двигателя и сбои при его запуске.
  2. Инерционность реостата, заторможенный ответ на его сигнал.
  3. Высокие температурные показания датчика охлаждающей жидкости.
  4. Перебои в работе помпы, сигнализирующие о проблемах в системе.
  5. Изменение оттенка и запаха хладагента в расширительном бачке.
Читайте также  R s двигателя что такое?

Что нужно знать перед процедурой?

Промывка охлаждающей системы – серьезная процедура, которая требует наличия навыка обслуживания автомобиля. Неграмотно проведенная чистка может обернуться проблемами, поэтому перед началом процедуры необходимо ознакомиться не только с устройством механизма, но и правилами очищения.

Например, если конденсатор кондиционера сделан из алюминия, то применение лимонной кислоты может вызвать истончение его стенок. При этом чугунные и стальные детали полностью сохраняют свою целостность.

Следует учитывать также конструкцию охлаждающей системы. Тонкие каналы могут пострадать, если при очистке отрываются фрагменты толстой пленки старого тосола, кусочки ржавчины или накипи. При закупорке канала начнется перегрев двигателя.

Чтобы избежать проблем, которые возникают при радикальной чистке, рекомендуется проводить профилактику, использовать оригинальный состав антифриза и вовремя его менять.

Средства для применения в домашних условиях

При грамотном уходе и соблюдении профилактического режима очистка охлаждающей системы не является сложной. Перед началом процедуры необходимо ее подготовить:

  1. Двигатель охлаждают, если он перед этим работал.
  2. Под слив ставят емкость для старого антифриза.
  3. Отвинчивают с нижней части радиатора и цилиндров пробки.
  4. Дожидаются полного слива жидкости из системы.
  5. Сливные пробки закручивают обратно.
  6. Заполняют расширительный резервуар очистителем.

Дистиллированная вода

Если на протяжении последних лет автомобиль содержали в порядке, проводили профилактические промывки, то применение дистиллированной воды считается достаточным.

Ее заливают в пустой расширительный бачок. Количество дистиллята должно соответствовать объему емкости. После этого запускают двигатель на 10-25 минут.

Для лучшего эффекта рекомендуется совершить контрольную поездку. После выключения авто выдерживают время для охлаждения и сливают воду из бачка.

Лимонная кислота

Данное средство помогает справиться с небольшой степенью загрязнения. Для приготовления рабочего раствора лимонную кислоту растворяют в воде.

Стандартная пропорция составляет 30-40 г на 1 литр. Для усиления эффекта готовят более концентрированный раствор, увеличив дозу порошка до 80-100 г. Оптимальное значение pH лимонного реагента равно 3.

После того как очиститель залит в бачок, включают двигатель и прогревают его 15-25 минут. Оставляют реагент в системе на 5-12 часов. При сливании раствора визуально проверяют степень его загрязнения. Если необходимо, процедуру очистки дублируют.

Узнать подробнее о применении лимонной кислоты в борьбе против ржавчины можно здесь.

О том, как промыть систему охлаждения лимонной кислотой, расскажет видео:

Уксус

Для промывки берут уксус, имеющий концентрацию 9%. На 5 литров воды нужен стакан кислоты (250 мл). Данный очиститель применяют по аналогии с лимонной кислотой.

Уксусный реагент заливают в емкость, из которой предварительно слит антифриз. Заполняют бачок приготовленным раствором, запускают двигатель на 20-30 минут. Уксусную жидкость сливают через 8-12 часов. Промывают систему дистиллятом и заполняют новым хладагентом.

Подробнее о применении уксуса в борьбе против ржавчины можно узнать из этой статьи.

Молочная сыворотка

Для работы используют магазинную или домашнюю сыворотку. В последнем случае жидкость должна быть профильтрована через несколько слоев марли, чтобы в ней не осталось творожистых включений. Сыворотку перед применением не разбавляют водой.

Промывочный раствор готовят из кальцинированной (8-10%) и каустической (3%) соды.

Порошок разбавляют водой, ее количество в растворе должно составлять 85-90%. После заполнения бачка содовым реагентом на автомобиле проезжают 50-100 км. Затем сливают очиститель и несколько раз пропускают дистиллят.

Содовый раствор нельзя оставлять надолго в системе охлаждения. Максимальное время составляет сутки.

Напиток содержит ортофосфорную кислоту, которая растворяет отложения солей и ржавчины. Однако метод считается не самым безопасным, так как кислота отрицательно действует на резиновые патрубки, а сахар – на металлические поверхности.

Если выбор все-таки остановился на этом очистителе, то сначала из напитка удаляют углекислый газ. После заливки двигатель оставляют в рабочем состоянии максимум на 15-20 минут. После удаления кока-колы систему очищают дистиллированной водой. Подробнее о применении Кока-колы против ржавчины читайте тут.

Специальные составы

Готовые химические очистители делятся на четыре группы:

  • нейтральные,
  • кислотные,
  • щелочные,
  • комбинированные.

Чтобы выбрать подходящую жидкость, необходимо определить степень загрязнения конструкции охлаждения и вид наслоений.

В линейку эффективных химических промывок входят:

  1. LAVR. Пенная раскоксовка российского производства предназначена для грузовых и легковых авто. В целях промывки сначала заливают жидкость из флакона №1 и воду. Запускают двигатель на четверть часа. Сливают первый реагент и заливают жидкость из флакона № 2, добавляя воду. Вновь оставляют автомобиль с работающим двигателем на 15-20 минут. Два или три раза промывают систему дистиллятом. Набор, состоящий из двух флаконов, стоит в среднем 500 рублей.
  2. Hi-Gear Radiator Flush. Средство, производящееся в США. Подходит для легковых марок. В формуле нет кислот, поэтому очиститель безопасен для резиновых элементов.

Средство заливают в бачок при холодном двигателе, предварительно смешав весь объем флакона с 4-5 литрами воды. Запускают двигатель на 7 минут при оборотах 1500–2500 об/мин.

Затем дожидаются охлаждения двигателя, сливают химикат и промывают дистиллятом. Цена бутылочки в среднем составляет 350 рублей.

  • LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger. Немецкое средство, относящееся к разряду нейтральных. Идеально для очистки от ржавчины, масел, эмульсий. Реагент добавляют к охлаждающей жидкости из расчета 300 мл на 10 литров хладагента. Заводят авто и держат его на холостых оборотах до получаса. После выключения при необходимости оставляют еще на 3 часа. Затем сливают содержимое и промывают дистиллятом. Флакон продается в среднем за 460 рублей.
  • Рекомендации

    При очищении системы охлаждения рекомендуется следовать инструкции, прилагаемой к выбранному очистителю. Полезно также помнить о некоторых важных моментах:

    • после очищения систему тщательно промывают дистиллированной водой;
    • при наличии сильных загрязнений ржавчиной и накипью следует повторить очистку;
    • если очиститель заливают в еще теплую систему, то он также должен быть теплым;
    • при выборе химического реактива следует учитывать область его применения.

    Вся самая полезная и важная информация о способах и методах удаления ржавчины с автомобиля — здесь.

    Заключение

    Промыть систему охлаждения двигателя помогают как народные, так и специальные средства от ржавчины и накипи.

    Чтобы сократить частоту чисток, рекомендуется своевременно менять хладагент в системе и проводить профилактические мероприятия. В этом случае система охлаждения будет работать исправно и не создаст проблем с перегревом двигателя.

    Чем промыть систему охлаждения двигателя

    Охлаждение двигателя, а именно радиатор, нуждается в промывке. Если своевременно не промыть охлаждение двигателя, происходит быстрый износ. Радиатор постоянно контактирует с охлаждающей жидкостью. На него воздействует мотор и окружающая среда. С одной стороны, происходит охлаждение, с другой стороны – нагрев.

    Правила промывки

    По правилам промывка осуществляется один раз в год.

    Вызвано это тем, что имеются постоянные риски:

    • появление отложений;
    • ржавчина на стенках;
    • разложение загрязнение;
    • окисление.

    В связи с этим необходимо не только внешнее, но и внутренне обслуживание.

    Некачественная промывка системы охлаждения

    Если используется некачественная промывка системы охлаждения, вскоре появляются первые признаки:

    • загрязнение помпы;
    • перегрев двигателя;
    • отказ печки;
    • неисправность датчика;
    • проблема с реостатом;
    • снижение эффективности работы вентилятора.

    Это далеко не полный перечень проблем из-за некачественной промывки. Соответственно, чтобы нормально промыть охлаждение двигателя, нужны эффективные средства.

    Популярные народные средства

    Как правило, промывка системы охлаждения может проводиться с применением как специализированных, так и народных средств, проверенных водителями и временем. Из домашних средств промыть охлаждение двигателя можно доступными жидкостями.

    1. уксус;
    2. лимонная кислота;
    3. Coca-cola, Fanta;
    4. сыворотки;
    5. молоко;
    6. сода.

    Также встречаются различные смеси вышеуказанных ингредиентов. Некоторые вещества сильнодействующие, другие не приносят желаемого результата.

    Промывка системы охлаждения лимонной кислотой

    Промыть систему охлаждения двигателя можно самостоятельно при помощи лимонной кислоты. Она имеется в любом продуктовом магазине, по цене является вполне доступной. Лимонной кислотой не натирают радиатор, необходимо приготовить раствор. Один пакетик 100 г разбавляют в 1 литре воды. Смесь подходит для удаления ржавчины.

    С накипью она справляется не так эффективно. Некоторые предпочитают более едкие растворы и придерживаются другой консистенции. На 1 литр воды можно добавить две пачки лимонной кислоты. В таком случае раствор действует куда эффективнее, и не придётся так долго тереть вентилятор щеткой.

    Как промыть охлаждение двигателя уксусом

    Уксусная кислота тоже может помочь с промывкой системы охлаждения. Раствор эффективно справляется с ржавчиной, но необходимо его правильно приготовить. Для этого лучше всего использовать ведро объемом на 10 литров.

    Уксус можно брать 70-процентный, хватит одной бутылки 0,5 литра. Полученную смесь попросту заливают вовнутрь и запускают двигатель. Дав ему проработать 30-40 минут, необходимо слить уксус и провести ополаскивание кипяченой водой.

    Специальные жидкости для промывки системы охлаждения

    В автомобильном салоне или магазине порекомендуют специальные жидкости для промывки системы охлаждения. Они делятся на две группы:

    1. кислотные;
    2. щелочные.

    Кислотный тип относится к агрессивным веществам, необходимо придерживаться инструкции по безопасности. В состав входят опасные химические элементы, они резко реагируют с накипью или ржавчиной.

    С органическими загрязнениями эффективно справляется щелочь. Речь идет о наслоениях, грязи.

    Популярные средства для промывки радиатора охлаждения:

    • LAVR Radiator.
    • Hi-Gear.
    • LIQUI.

    Вышеуказанные составы продаются в разных емкостях, имеют разные характеристики, преимущества и недостатки.

    LAVR Radiator

    Российский производитель LAVR является популярным, поскольку предоставляет широкую линейку автомобильной химии. Для промывки систем охлаждения двигателя он предлагает вещество на основе бензола. Оно встречается в бутылках объёмом 1,5 л.

    • эффективное удаление накипи;
    • содержание ингибитора;
    • быстродействие.

    Вместе с тем продукт не лучшим образом действует против ржавчины. Если ситуация запущена, потребуется много средства.

    Hi-Gear

    Прямиком из США на территорию России поставляют средство Hi-Gear. Автомобилисты выбирают его по причине низкой цены. Производитель гарантирует быструю промывку системы охлаждения (на упаковке указано время 7 минут). Распространенными считаются баллончики на 325 мл.

    • высокая эффективность;
    • низкая цена;
    • защита помпы.

    Вместе с тем потребители жалуются на огромный расход жидкости. Если взять баллончик 325 мл, его не хватает для эффективной очистки радиатора.

    Liqui

    Немецкое качество представлено продукцией LIQUI. В Германии выпускают баллончики по 300 мл, есть более ёмкостные варианты. Средство не содержит агрессивных веществ и не разъедает металлическую поверхность.

    К сильным сторонам стоит приписать разумную цену и эффективное удаление масляных отложений. Вместе с тем есть проблемы с очисткой от ржавчины.

    Заключение

    Выше рассмотрены средства для промывки радиатора. Есть и народные средства, которыми можно промыть охлаждение двигателя, и специальные вещества.

    Без кока-колы и фанты: как и чем промыть систему охлаждения двигателя

    Система охлаждения двигателя – одна из составляющих конструкций всего автомобиля, имеющая большое значение. Её роль не менее важна, чем ценность систем зажигания и подачи топлива. После долгого использования или поломок мотора она может засориться. И тут возникает вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя и как это сделать? Для получения успешного результата стоит обратиться к специалистам, но можно эту работу выполнить и самим.

    Как функционирует охладительная система

    Предназначение устройства охлаждения – остужать двигатель, коробку передач, отопительную, вентиляционную систему и турбонаддув в то время, когда транспортное средство работает. Существует три вида таких конструкций:

    • открытая;
    • закрытая;
    • комбинированная.

    Первый в своей работе использует воздух, второй – жидкость, третий – объединяет в себе оба метода.

    В современных автомобилях широко применяется водная система с принудительной циркуляцией, которая обеспечивает равномерное и первоклассное охлаждение. В качестве рабочих автожидкостей используют антифриз или дистиллированную воду.

    Со временем система засоряется и её приходится очищать. Для проведения высококачественной промывки необходимо знать устройство конструкции. Она состоит из таких деталей:

    • масляного и охлаждающего радиатора, системы отработанных газов;
    • теплообменника, который служит для нагревания воздуха отопительной печки;
    • расширительного бачка, использующегося для хранения антифриза или дистиллированной воды;
    • центробежного насоса, предназначенного для обеспечения принудительной циркуляции жидкости;
    • термостата, регулирующего количество тосола, который проходит через радиатор;
    • вентилятора, охлаждающего антифриз в теплообменнике;
    • температурного датчика, контролирующего уровень нагрева воды в системе;
    • блока регулирования, посылающего сигнал от термодатчика на панель управления.

    Для проведения высококачественной промывки необходимо знать устройство конструкции

    В зависимости от марки и класса автомобиля к гидросистеме дополнительно может быть подключён кондиционер. Его наличие необходимо будет учитывать при проведении очистительных мероприятий.

    Принцип работы охладительной конструкции несложный. Заполняются дистиллированной водой или тосолом радиатор, патрубки и гидрорубашка, а центробежный насос принудительно создаёт циркуляцию автожидкости вокруг них. Она омывает наиболее нагретые места: цилиндры, камеру сгорания и мотор. После этого залитый состав возвращается по малому или большому кругу назад в теплообменник.

    Там с помощью вентилятора он охлаждается и опять подаётся к двигателю. Таким способом жидкость постоянно доставляется по кругу от радиатора к мотору и охлаждает горячие детали.

    Признаки необходимости мойки

    Обслуживание вентсистемы автомобиля довольно простое – требуется замена антифриза каждые 2 года или после пробега авто в 45 тыс. км. В течение этого времени он просто доливается до нужного ватерпаса.

    Если машина будет работать с пониженным уровнем жидкости, могут возникнуть поломки в двигателе или радиаторе.

    Постоянное применение тосола способствует образованию ржавчины и приводит коррозии, поэтому менять его также нужно в положенный срок. При несвоевременной смене могут возникнуть такие проблемы:

    • частое включение вентилятора;
    • поломка термостата или центробежного насоса;
    • выход из строя крышки расширительного бака;
    • отсутствие обогрева в печке;
    • сбой датчиков, показывающих температуру.

    Не менее существенные проблемы:

    • образование накипи на стенках радиатора и патрубков;
    • появление осадка;
    • попадание в воду масла из мотора.

    При плановой замене тосола специалисты рекомендуют обязательное промывание конструкции самоохлаждения.

    Профессиональные и народные способы очистки охладительных устройств

    Если при сливе жидкости из радиатора присутствуют какие-нибудь частички, вода поменяла цвет – необходима срочная чистка. Чем же промыть систему охлаждения двигателя от масла или от ржавчины? С этой целью можно использовать профессиональные и народные средства. Цена тех и других – доступная. Относительно конечного результата можно поспорить.

    Специальные составы

    На современном рынке представлены разнообразные профессиональные очистители по доступным ценам. В зависимости от химического состава их разделяют на такие виды:

    1. Нейтральные. Используются в профилактических целях. Они не содержат щелочей и барбиталов, поэтому не могут удалить сильные загрязнения.
    2. Кислотные. Основным компонентом являются различные альдегидокислоты. Они прекрасно очищают устройство от неорганических отложений.
    3. Щелочные. Отменно расщепляют органические соединения при помощи каустика.
    4. Двухкомпонентные. В их состав входят и кислоты, и щёлочи. Это универсальное средство, избавляющее стенки системы от ржавчины, накипи, остатков тосола и др.

    Важно не использовать более одного вида очистки

    Запомните, нельзя одновременно использовать два разных вида очистителя, особенно с большой концентрацией.

    Народные методы

    Если нет возможности достать профессиональный гидроочиститель, воспользуйтесь народными средствами. Их можно купить почти в каждом супермаркете. Наибольшее распространение получили:

    1. Лимонная кислота. Используется для промывки от ржавчины и накипи, которые остаются после испарения жидкости. Растворяем от 40 до 100 граммов кислоты в 1 л воды, заливаем в радиатор, оставляем на 12 часов, а затем её сливаем. Процедуру проделываем несколько раз, пока раствор не будет прозрачным.
    2. Уксусная кислота. Отлично удаляет ржавчину. Разводим 0,5 л уксуса в 10 л воды, вливаем в прибор и оставляем на 30 минут в режиме включённого двигателя. Повторяем процедуру несколько раз.
    3. Борная кислота. Также активна против ржавчины. Растворяем 50 граммов кислоты в 5 л воды, заполняем систему, оставляем на 40 минут при рабочей температуре, с работающим мотором.
    4. Трилон Б. Расщепляет ржавчину, окислы, сульфаты свинца. 250 граммов средства смешиваются с 5 л воды и заливаются в радиатор. Запускают двигатель и дают ему поработать 30 мин. После этого жидкость сливается, а прибор промывается кипятком.

    Они не так эффективны, как специализированные растворы, но за неимением лучшего, можно взять и их.

    Каждый сам выбирает эффективный способ очистки

    Знайте. Кока-Колу или Фанту для промывки лучше не использовать. Содержащийся в них сахар может запечатать тонкие каналы устройства.

    Как промыть радиатор

    Основной элемент системы охлаждения, который загрязняется больше всего, – радиатор. Если внутри образуется накипь, то снаружи он покрывается грязью. Из-за этого очищать его приходится намного чаще. Так как же лучше промыть радиатор охлаждения двигателя: снимая или не снимая?

    Наиболее простой способ, доступный даже в домашних условиях, – использование керхера. С его помощью можно спокойно, не убирая прибор, очистить его снаружи от грязи и пыли. Для этого:

    • откручиваем решётку;
    • изолируем двигатель полиэтиленовой плёнкой;
    • смываем загрязнения водой под напором.

    Для большего эффекта можно воспользоваться щёткой и моющим средством.

    Внутренняя очистка радиатора выполняется таким же спецсредствами, как и всей охладительной системы. Последовательность работ:

    • избавляемся от воды или антифриза в радиаторе;
    • закручиваем краники;
    • заливаем внутрь гидроочиститель;
    • запускаем мотор на 20 минут;
    • сливаем остатки чистящего раствора.

    После этого радиатор можно заполнить новой автожидкостью.

    Промывка системы охлаждения двигателя — важная процедура в эксплуатации авто

    Средств и способов промывки охладительных устройств довольно много. Одни из них более эффективны, другие – менее. Если вы задумываетесь над тем, чем промыть систему охлаждения двигателя, специалисты рекомендуют использовать профессиональные очистители. Их щадящее действие поможет мотору и теплообменнику работать долго и качественно.

    Проводить испытания с растворами, сделанными в домашних условиях, не стоит. Большинство из них содержат кислоты, которые удаляют не только накипь и ржавчину со стенок радиатора и двигателя, но и разъедают детали систем.

    Все доступные способы, как промыть систему охлаждения двигателя

    Варианты, чем промыть систему охлаждения двигателя:

    • Лимонной кислотой. Подкисленный раствор съедает накипь, избавляет от коррозии. Готовят из 10 л воды и 1 кг порошка. Количество лимонной кислоты можно уменьшить до 800 г, если система засорена не сильно. Компоненты смешивают до растворения кристалликов, состав заливают в бачок. Затем нужно заставить работать двигатель на средних оборотах в течение 10-15 минут, оставить в системе на 40-45 минут, слить, промыть чистой водой 3-4 раза.
    • Кока-колой. Напиток заливают в емкость и включают мотор на 4-5 минут; оставляют жидкость еще на полчаса или чуть дольше; после слива Кока-колы систему промывают несколько раз водой; когда заливают свежий антифриз, нужно чтобы двигатель поработал вхолостую для избавления от воздушных пузырьков;мотор отключают и доливают недостающее количество технической жидкости. И хоть промывает хорошо, стоит помнить, что вещество разъедает пластик и резину, поэтому кока-кола не должна находиться в системе долго. Перед тем, как залить газировку, емкость с нею нужно подержать открытой.

    • «Белизной» не лучшая идея. Но если нужно избавиться от жирной пленки, масла, средство хорошо справляется с ними. Сразу после слива антифриза следует промыть систему обычной водой, пропустив через нее несколько литров. Затем в емкость заливают «Белизну» и запускают мотор авто. Он должен работать до нагревания, после чего следует подождать до остывания. Дальше «Белизну» сливают, а через систему пропускают до 10 л воды.
    • Водой. Применяют дистиллированную жидкость. Это приемлемый вариант очистки, но не лучший. Вода избавит от некоторого количества грязи, но не от накипи и других отложений. Процедура делается так: жидкость заливают; включают мотор на 30 минут, остужают; сливают грязную воду, помещают в емкость чистую, дают поработать двигателю; снова избавляются от отработанной жидкости, вливают новую и включают мотор. Воду меняют до тех пор, пока она не станет прозрачной.
    • Сывороткой. Лучше взять домашнюю, а не из супермаркета. Перед использованием ее следует профильтровать дважды или трижды через марлю, чтобы получить однородную массу. Выполнять так: вылить антифриз, поместить в систему сыворотку; поездить на машине в течение 1 часа; не дав мотору до конца остыть, осторожно слить средство; подождав до охлаждения двигателя, поместить в СОД дистиллированную воду; запустить мотор на 15 минут; остудить двигатель, избавиться от воды; залить антифриз. Вместо сыворотки можно использовать молочную кислоту в чистом виде, если удастся ее найти.

    Подготовка сыворотки

    Как правильно промыть своими руками: включить двигатель, дать ему немного остыть; снять крышки на радиаторе и блоке цилиндров, позволить антифризу стечь; завинтить снятые пробки; залить в бачок выбранное средство для чистки; если оно готовое, воспользоваться жидкостью в соответствии с инструкцией; домашний состав должен поработать в течении рекомендованного для каждого средства периода; затем мотор остужают, СОД содержимое выливают; систему промывают водой до прозрачности жидкости; заливают антифриз.

    Читайте подробнее в нашей статье о том, как промыть систему охлаждения двигателя.

    Как промыть систему охлаждения двигателя

    Со временем в антифризе появляются посторонние примеси, что негативно влияет на радиатор, помпу, термостат, трубы, по которым он циркулирует. Поэтому перед автомобилистами регулярно встает проблема, чем промыть систему охлаждения двигателя (СОД). Здесь есть несколько вариантов.

    Лимонной кислотой

    Подкисленный раствор съедает накипь, избавляет от коррозии. Поэтому при необходимости промыть систему охлаждения двигателя лимонной кислотой пользуются многие автомобилисты. Очищающий раствор готовят из 10 л воды и 1 кг порошка. Количество лимонной кислоты можно уменьшить до 800 г, если система засорена не сильно.

    Компоненты смешивают до растворения кристалликов, состав заливают в бачок. Затем нужно заставить работать двигатель на средних оборотах в течение 10-15 минут. После этого чистящий состав должен побыть в системе 40-45 минут. Затем раствор сливают, а ее промывают чистой водой 3-4 раза.

    А здесь подробнее о строении и принципе работы тормозной системы авто.

    Кока-колой

    Каким бы забавным это ни казалось, но многие уверены, что лучше всего промыть систему охлаждения двигателя кока-колой. Способ опробован не раз, поэтому существуют четкие рекомендации о том, как все сделать:

    • напиток заливают в емкость и включают мотор на 4-5 минут;
    • оставляют жидкость еще на полчаса или чуть дольше;
    • после слива кока-колы систему промывают несколько раз водой, чтобы не допустить отложения на стенках деталей сахара;
    • когда заливают свежий антифриз, нужно чтобы двигатель поработал вхолостую для избавления от воздушных пузырьков;
    • мотор отключают и доливают недостающее количество технической жидкости.

    Не стоит сомневаться, можно ли промыть систему охлаждения двигателя колой. В ней содержится ортофосфорная кислота, которая избавляет от жира, отложений накипи и отметин коррозии. Но вещество разъедает пластик и резину, поэтому кока-кола не должна находиться в системе долго. А чтобы пузырьки воздуха не создали проблем, перед тем, как залить газировку, емкость с нею нужно подержать открытой.

    Смотрите в этом видео о том, как промыть систему охлаждения кока-колой:

    «Белизной»

    В отбеливателе для тканей содержится гипохлорит натрия. Это вещество, нагреваясь, негативно воздействует на алюминий. Поэтому промыть систему охлаждения двигателя белизной – для опытных автомобилистов не лучшая идея. Но если нужно избавиться от жирной пленки, масла, средство хорошо справляется с ними.

    Сразу после слива антифриза следует промыть систему обычной водой, пропустив через нее несколько литров. Затем в емкость заливают «Белизну» и запускают мотор авто. Он должен работать до нагревания, после чего следует подождать до остывания. Дальше «Белизну» сливают, а через систему пропускают до 10 л воды. Это поможет полностью вывести хлорсодержащую жидкость.

    Водой

    Самый примитивный способ очищения системы охлаждения – использование воды. Но в той, что течет из-под кранов, множество примесей. Они осядут на стенках патрубков, что еще больше навредит им. Поэтому когда спрашивают, можно ли промыть систему охлаждения двигателя водой, имеют в виду дистиллированную жидкость. Иногда это приемлемый вариант очистки, но не лучший. Вода избавит от некоторого количества грязи, но не от накипи и других отложений.

    Процедура делается так:

    • жидкость заливают;
    • включают мотор на 30 минут, остужают;
    • сливают грязную воду, помещают в емкость чистую, дают поработать двигателю;
    • снова избавляются от отработанной жидкости, вливают новую и включают мотор.

    Воду меняют до тех пор, пока она не станет прозрачной.

    Сывороткой

    Эффективный, но и малодоступный на сегодня способ – промыть систему охлаждения двигателя сывороткой. В ней содержится молочная кислота, которая избавляет от большинства посторонних примесей, образующихся в СОД. Сыворотку лучше взять домашнюю, а не из супермаркета. Перед использованием ее следует профильтровать дважды или трижды через марлю, чтобы получить однородную массу.

    Процедуру чистки СОД нужно провести так:

    • вылить антифриз, поместить в систему сыворотку;
    • поездить на машине в течение 1 часа, не форсируя работу двигателя;
    • не дав мотору до конца остыть, осторожно слить средство;
    • подождав до охлаждения двигателя, поместить в СОД дистиллированную воду;
    • запустить мотор на 15 минут;
    • остудить двигатель до безопасного состояния, избавиться от воды;
    • залить антифриз.

    Вместо сыворотки можно использовать молочную кислоту в чистом виде, если удастся ее найти.

    Что лучше поможет от эмульсии, масла

    Нарушить работу двигателя могут застрявшие в СОД жирные компоненты. Поэтому автомобилистам приходится искать, чем промыть систему охлаждения двигателя от масла. Помогут уже упоминавшиеся кока-кола, лимонная кислота, «Белизна». Есть и другие эффективные средства, например, «Фейри». Жидкость для мытья посуды хорошо растворяет жир, но также сильно пенится.

    Нужно добавить небольшое количество в воду, влить ее в емкость и включить двигатель до сильного нагревания. Затем следует остудить его до приемлемой температуры, слить содержимое. Дальше СОД промывают дистиллированной водой, пока не уйдет мыльная пенка. Масло же вымоется сразу, если его не очень большое количество. В ином случае процедуру придется повторить не единожды.

    Сложнее, когда нужно думать, чем промыть систему охлаждения двигателя от эмульсии. Если ее немного, подойдет предыдущий способ очистки. В качестве основного помощника можно также использовать порошок, предназначенный для автоматических стиральных машин.

    Но если эмульсия забила все, что есть в СОД, единственный выход – солярка. Перед ее применением нужно слить антифриз и снять термостат. Затем залить солярку и прогреть мотор в течение 15 минут. После этого нужно чуть остудить его, промыть систему большим количеством теплой воды. Но метод лучше оставить на крайний случай. Солярка беспощадна к патрубкам, поэтому после такой процедуры их нередко приходится менять.

    Как правильно промыть своими руками

    Удобнее исправлять погрешности СОД в автосервисе. Но дешевле промыть систему охлаждения двигателя своими руками, предприняв следующие действия:

    • включить двигатель, затем дать ему немного остыть;
    • снять крышки на радиаторе и блоке цилиндров, если есть, и позволить антифризу стечь;
    • завинтить снятые пробки;
    • залить в бачок выбранное средство для чистки;
    • если оно готовое, воспользоваться жидкостью в соответствии с инструкцией;
    • домашний состав поможет, если запустить двигатель и дать ему поработать в течении рекомендованного для каждого средства периода;
    • затем мотор должен остыть, после чего прочистившее СОД содержимое выливают;
    • систему промывают водой до прозрачности жидкости;
    • затем заливают антифриз.

    Как промыть систему охлаждения двигателя, зависит от особенностей проблемы. Кроме народных средств есть и специальные составы «Лавр», «Моторесурс». В любом случае важно не только освободить систему от грязи, но и соблюсти технику безопасности при выполнении работы.

    Полезное видео

    Смотрите в этом видео о том, как промыть систему охлаждения своими руками: