Утилитарный снегоход что это такое?

Как выбрать снегоход

Что такое снегоход, его устройство и принцип работы

Снегоход (snowmobile) – транспортное средство для передвижения по снегу и льду.

Конструктивно снегоход – это тот же мотоцикл, только вместо колес гусеницы и лыжи. У большинства современных снегоходов одна гусеница сзади и пара управляемых (рулевых) лыж впереди. Такая конструкция с опорой на три точки дает максимальную устойчивость и большую маневренность по сравнению с конструкцией «одна лыжа – две гусеницы».

Основные составляющие снегохода

  • Двигатель. Бензиновый, инжекторный, 2-х или 4-хтактный, с воздушным или водяным охлаждением;
  • Трансмиссия.
  • Корпус (с воздухозаборником, головным светом, брызговиками, отражателями), ветровое стекло, сиденье, органы управления. Материал корпуса — сталь, сплавы алюминия или стеклопластик.
  • Гусеница и задняя подвеска. Гусеница – цельная лента с грунтозацепами, изготовленная из резины или композитных материалов, иногда с кевларовым кордом.
  • Лыжи имеют ручку и конек. Ручка на носу, чтобы вытащить снегоход или повернуть лыжи в снегу. Конек – улучшает управляемость, режет плотный снег, лёд. Материал лыж — эластичный, легкий пластик высокой прочности.
  • Передняя подвеска (рычажная или телескопическая).

Чем хороши снегоходы BRP

Канадская компания Bombardier Recreational Products (BRP) – одна из старейших и лучших в отрасли. Ассортимент охватывает все виды снегоходов. Хорошо представленаBRP и на нашем рынке.

Производством снегоходов под известными уже брендами Ski-Doo и Lynx фирма занимается уже более 70 лет и это одна из основных её специализаций.

Модельный ряд снегоходов Ski-Doo 2021 года представлен из 29 снегоходов 9 семейств: кроссовые MXZ, кроссоверы-внедорожники Renegade, горные модели для прохождения глубокого снега Summit, Freeride для экстрима, роскошные трэйловые снегоходы серии GSX, туристические Grand Touring, туристическо-утилитарные Expedition, легкие утилитарники Tundra и классические транспортники Skandic. Мощности — от 85 до 165 л.с., объём топливного бака – 36 до 45 литров, вес машин от 199 до 356 кг. Двигатели – 2-, 3-цилиндровые, как 2-х и 4-хтактные. Плюс ко всему богатый выбор запчастей, аксессуаров, фирменной экипировки в наличии у официального дилера компании BRP.

Главные новинки моделей снегоходов 2021 года:

  • турбированные двигатели Rotax 900 ACE Turbo на 151 л.с.;
  • новый двигатель Rotax 600 ACE;
  • модернизированные гусеницы SilentTrack II и SilentCobra WT;
  • информационные цифровые дисплеи размером 4,5 и 7,2 дюйма по диагонали;
  • улучшенная подвеска cТMotion.

Снегоходы делятся на 5 групп:

  • утилитарные или тяговые (транспортные);
  • туристические;
  • спортивные и кроссоверы;
  • горные;

Отличаются снегоходы по:

  • мощности двигателя;
  • скорости;
  • маневренности;
  • проходимости (ширина, длина гусеницы);
  • комфорту;
  • габаритам.

Утилитарные снегоходы (вайдтрак) предназначены для перевозки грузов и имеют высокую проходимость. Это мощные и надежные машины с широкими и длинными гусеницами. Обычно двухместные, комфортные, со спинкой, зеркалами заднего вида, с багажником, фаркопом, имеют задний ход.

Туристические – тоже мощные, более скоростные. На первом месте комфорт, необходимый для дальних поездок, и проходимость.

Спортивные – главное скорость, малый вес машины, минимум комфорта. Оснащаются очень мощным двигателем, энергоемкой подвеской, узкими и короткими гусеницами (не для глубокого снега). Проходимость не приоритет.

Горные снегоходы – похожи на спортивные, с мощным двигателем, имеют тоже узкую, но гораздо более длинную гусеницу (до 4 метров) с большими грунтозацепами, небольшой вес. Распределение массы идет на переднюю часть. Очень маневренные за счет малого веса.

Выбор снегохода по параметрам

Основные параметры, которые влияют на выбор снегохода, являются:

  • мощность двигателя;
  • расход топлива, размер топливного бака;
  • тип гусеницы — ширина и длина;
  • форма и размеры лыж;
  • вес снегохода;
  • комфорт;
  • сервис, доступность запчастей на рынке;
  • цена.

От характера езды, цели покупки, опыта водителя зависит выбор снегохода по техническим характеристикам.

Большинство двигателей снегоходов имеют рабочий объем, начиная с 550 куб. см. Чем выше мощность, тем лучше. Не всегда в характеристиках указывается мощность, иногда только объём. Главное требование – надежность, от которой зависит и состояние машины, и безопасность водителя. Для разных задач существуют разные типы двигателей. Основных типов два – двух- и четырехтактные. Двухтактные проще в обслуживании и ремонте, а также легче чем четырехтактные двигатели. Их ставят в основном на утилитарных снегоходах, где важно в длительном путешествии оперативно отремонтировать мотор, или на горные снегоходы, где вес техники играет большую роль. У четырехтактных лучше ходовые качества, лучше экологические характеристики и именно эти двигатели получают всё большее распространение. Их устанавливают на самых современных машинах.

Конструкция двухтактного двигателя с воздушным охлаждением: два цилиндра, две свечи, впрыск. Четырехтактный не менее надёжен, но сложнее в ремонте и обслуживании.

В поездках на большие расстояния нужно учитывать расход бензина и объем топливного бака. Это касается утилитарных и туристических снегоходов. Для горных и спортивных это не так критично, важнее вес машины.

На проходимость снегохода и его управляемость непосредственно влияет ширина и длина гусеницы. Чем уже гусеница, тем проще на поворотах. Чем шире, тем легче преодолевать снежные заносы. На горных снегоходах устанавливаются узкие и длинные гусеницы. На спортивных – узкие и короткие. В утилитарных (или грузовых, транспортных) – чем шире, тем лучше.

От формы и размеров лыж зависят ходовые качества. Снегоходом с коротким коньком лыжи легче управлять на неровной местности, с длинным – на рыхлому снегу.

Комфорт. Чем длительней поездка, тем это важнее – удобство сидений, наличие спинки, зеркал заднего вида, возможность разместить на снегоходе снаряжение для охоты, рыбалки, все необходимое для отдыха или поездок по работе. Для спортивных снегоходов это практически не важно.

Любая техника не вечна и со временем что-то придется менять или ремонтировать. Перед покупкой нужно поинтересоваться наличием сервиса и запчастей. Особенно это важно, если покупка осуществляется «с рук». Проще, если покупать технику у официального дилера – достаточно задать вопросы менеджеру по продажам. В этом случае, наличие профессионального, качественного сервиса важнее цены. В дальнейшем суммарные затраты (цена + сервис) могут оказаться выше, чем казалось изначально.

Как выбрать снегоход под разные виды деятельности (от охоты до спорта)

Выбирая снегоход, необходимо определить цель использования, условия эксплуатации и характер местности.

  • отдых – охота, рыбалка, туризм, для обучения езде;
  • работа – лесничество, охрана природы, МЧС, горнолыжный курорт или просто как транспортное средство в местности, где проехать на другой технике проблематично;
  • спорт – быстрая, экстремальная езда по подготовленной трассе или замерзшей реке или озеру, горам, склонам, снежным карнизам, прыжки с трамплинов.

Охота или рыбалка предполагает поездки на большие расстояния, скорее всего по глубокому снегу, не обязательно на высокой скорости. Для таких целей подойдет проходимый и мощный, комфортный утилитарный снегоход. Стоит обратить внимание при выборе на расход топлива и уровень шума. Расход как можно меньше, шум как можно ниже, охота же!

Покататься с семьей, друзьями идеально подойдет туристический: быстрый, удобный, вместительный, безопасный, достаточной грузоподъемности, с мягкой подвеской и широкой гусеницей для езды в лесу и в поле по глубокому снегу. На таких снегоходах легче научиться ездить новичкам.

Если снегоход не развлечение, а средство передвижения на каждый день, стоит выбрать утилитарный с большим топливным баком, телескопической подвеской. Она менее маневренна, но более надежна по сравнению с рычажной. В лесу или на другой местности под глубоким снегом может быть скрыто множество препятствий.

Для езды на высокой скорости и относительно ровной поверхности, не глубоком снегу – спортивный снегоход. По пересеченной местности – внедорожник-кроссовер; по более крутому рельефу — горный.

Какой снегоход выбрать начинающему

При выборе первого снегохода надо понимать, зачем он нужен – просто кататься, или очень быстро кататься. Туристический или утилитарный – не такие скоростные, но проходимые, мощные и тяжелые. Возможно, для новичка на первых порах будет сложно управлять тяжелой машиной, особенно на поворотах. Или же быстро надоест однообразие и не быстрая езда. Спортивные и горные снегоходы для кого-то будут интереснее – высокая скорость, маневренность. Даже застряв где-то в снегу по неопытности, такую машину легче вытащить даже одному. То есть, в первую очередь необходимо определиться с типом снегохода.

Не обязательно сразу вдаваться в технические подробности – тип подвески, двигателя, вид охлаждения, какая трансмиссия. Лучший вариант — попробовать разные снегоходы на тест-драйве у дилера или у друзей. Самое главное, он должен понравиться! Мощность также не должна быть важным критерием. Следует обратить внимание на простоту управления, ну и цену.

Как выбрать б/у снегоход?

Снегоходная техника недешевая, поэтому вполне целесообразно обратить внимание на снегоходы с пробегом.

Покупка б/у снегохода, как и любой сложной техники — лотерея, тем более, если вы покупаете б/у снегоход по частному объявлению. За приобретением снегохода с пробегом лучше обратиться к официальному дилеру либо перед приобретением сделать полную диагностику у официального дилера. Это поможет избежать лишних расходов в дальнейшем.

Что такое утилитарный снегоход и как его выбрать?

  1. Что это такое?
  2. Критерии выбора
  3. Обзор моделей

Транспортные средства — очень важные составляющие в полноценной современной жизни. Но именно поэтому ограничиться знанием основных нюансов автомобильной сферы, мотоциклов и велосипедов нельзя. В России обязательно надо представлять себе также, что такое утилитарный снегоход, какие модели таких устройств бывают, и как его выбрать.

Что это такое?

Дать точное определение подобному термину крайне сложно. Под названием утилитарный снегоход продаются десятки и даже сотни разнообразных моделей. И купив первую попавшуюся версию, люди тем самым попадаются нередко в ловушки, расставленные хитроумными маркетологами. С самого начала следует учитывать, что есть как минимум несколько основных подвидов такой техники. Когда речь заходит про базовый утилитарный снегоход, это значит, что на первое место создатели поставили надёжность и простоту.

При этом разработчики неизменно заботятся о ремонтопригодности и высокой функциональности своих конструкций.

Очень важным свойством является высокая тяговая мощность. Однако, воплощение таких свойств происходит без завышения цены. Подобную технику приобретают те, кто не хочет страдать от систематических поломок и при этом желает исключить ограничения на уровень нагрузки. Сразу можно понять, чем такое устройство отличается от туристического аналога.

Оно не может похвастаться рекордами скорости и манёвренности, да и особой комфортабельностью тоже. Для многочасовых и многодневных поездок базовые утилитарные системы подходят мало. Зато можно не сомневаться, что все необходимые грузы и пассажиры будут доставлены максимально быстро. Снегоходы подобного уровня используют те, кому нужно ездить по снегу для работы и личных практических нужд. Но для охоты лучше пригодятся модели тяжёлого класса.

Читайте также  Как снять щиток приборов на приоре?

Обычно их оборудуют проверенными четырёхтактными моделями двигателей. Комплектация этой техники весьма разнообразна. Рассчитывать пройти на тяжёлом утилитарном снегоходе тысячи километров не стоит. Как ни парадоксально, для экспедиций по труднодоступным районам чаще выбирают лёгкие модели. Мощь мотора весьма велика, но они работают сравнительно плавно и не издают сильных шумов. Долго прогревать двигатель не нужно – благодаря мощной тяге аппарат может легко въехать на довольно высокую гору.

А вот для глубокого снега тяжелые модификации малопригодны. Даже серьёзное повышение мощности помогает справиться с заносами не всегда. Дело в том, что мощные устройства имеют очень большую массу. По этой причине на них не стоит лишний раз заезжать и в густой лес. Однако на накатанной дороге большое количество лошадиных сил сразу даёт преимущество.

Экстремальный подтип уже находится на грани утилитарного и туристического снегохода.

Подобные модели имеют ряд возможностей, которые для работы и доставки повседневных грузов всё равно не понадобятся. Их оборудуют сравнительно узкими гусеницами, что повышает манёвренность. Обязательно используются аксессуары, делающие поездку комфортнее. Платформа утилитарного снегохода дополняется двухтактным двигателем, что позволяет развить повышенную скорость.

Критерии выбора

Лучший снегоход утилитарного класса — это экономичный по расходу аппарат. Но это достоинство будет омрачено, если устройство окажется недостаточно надёжным, поэтому важно внимательно изучать отзывы на независимых ресурсах. Надёжность, между прочим, зависит не только от способности устройства работать долго. Хороший снегоход — это проходимый снегоход. При этом важно учитывать, как влияет на проходимость нагрузка, создаваемая пассажирами и перевозимыми грузами.

Для леса рекомендуется выбирать не только мощный, но и относительно лёгкий аппарат. Внимание ещё стоит уделить:

  • суммарному объёму нагрузки;
  • развиваемой скорости;
  • дополнительному оснащению;
  • наличию пониженной и задней передач;
  • типу мотора (четырёхтактный мощнее, зато двухтактный традиционнее, и его схема отработана как следует);
  • виду подвески (телескопическая лучше на открытых участках, а в лесу оптимален рычажный вариант).

При серьёзном ограничении в деньгах придётся ориентироваться на подержанные отечественные экземпляры. Но экономия часто оказывается иллюзорна.

Трудно проверить, насколько надёжен покупаемый с рук аппарат, не попадал ли он в аварии. Придётся внимательно осматривать покупаемую технику и требовать предъявления документов. Покупка самодельных образцов точно будет плохой идеей.

Новые снегоходы:

  • практичнее;
  • технически совершеннее;
  • позволяют рассчитывать на гарантию;
  • достаточно разнообразны;
  • весьма дороги.

Обзор моделей

Модель «Буран 4Т» заслуженно попала в рейтинг — хотя бы потому, что это семейство отлично зарекомендовало себя за минувшие 50 лет. Это устройство оснащается превосходным четырёхтактным двигателем марки Kohler, который позволяет перемещать прицепы массой до 500 кг. Что немаловажно, разработчики делают упор на повышенную экономичность устройства. Модель презентовали в 2014 году и по сравнению с предшествующими версиями модернизировали выпускную систему. Предусматривается электрический стартер.

«Русская механика» поставляет и другие привлекательные вездеходы. Яркий тому пример – «Тайга РМ Рысь». Устройство оснащают двигателями марки Kohler, камера сгорания в которых вмещает 196 куб. см. горючего. Общая мощность составляет 6,5 л. с., а масса ездока не может превышать 40 кг.

Характерные особенности:

  • гусеница типа Composit;
  • страховка зажигания;
  • электронный лимит скорости;
  • максимальная устойчивость и низкий центр тяжести;
  • гусеницы шириной 0,257 м;
  • длина 1,728 м;
  • регулировка высоты руля сообразно росту ездока.

Хорошим образцом можно считать и TAYGA PATRUL 551 SWT. Такой снегоход оборудуют мотором мощностью 60 л. с., а также контуром жидкостного охлаждения. Модель производится для нужд военного ведомства. Гражданская вариация лишена ряда технических дополнений, но всё так же надежна. На такой машине можно проехать по очень сложному рельефу, по крайне глубокому снегу.

Важные технические параметры:

  • 2 карбюратора;
  • бензобак на 55 л;
  • раздельная смазочная система;
  • двухуровневое сиденье со снимающейся спинкой;
  • прогрев рукоятей и курка;
  • пригодность для перемещения тяжёлых грузов.

Если покупатель не ограничен в средствах, он может выбрать даже Yamaha VK540 V. Это своего рода легенда утилитарного рынка. Не дотягивает до «Буранов», конечно, но выпуск в течение 30 с лишним лет — вполне серьезно. Сейчас продают уже пятое поколение уникальной модели.

Как и в первых версиях, применяют двухцилиндровый мотор с 2 рабочими тактами и воздушной системой отвода тепла.

Устройство дополняют карбюратором плоскодроссельного типа с электрическим прогревом. Цифровая система работает надёжнее аналогового варианта. Мотор будет без проблем запускаться на холоде, и при меньшем, чем прежде, расходе горючего, выдаст 46 л. с. Дополнительно переделали и подвеску, и размещение руля, подножек. Двигательный отсек теперь меньше, чем раньше, заполняется снегом на ходу.

Утилитарный аппарат — это ещё и Polaris 800 TITAN SP 155 ES. Конструкторы предусмотрели электронный аппарат впрыска. Его дополняют мощностные клапаны с 3 позициями. Такое решение позволяет гарантировать приличную тягу, даже несмотря на высокое форсирование мотора. Предусмотрена ещё и хорошая пониженная передача, и профилактика задиров на поршнях.

Жёсткость алюминиевого шасси пригодна практически для любой задачи. Даже когда снегоход основательно загружен, у него остаётся отличный запас прочности. Порадует и спортивная динамика, которую редко встречают в этом классе. Однако она же ограничивает применение устройства. Масса снегохода равна 273 кг.

Lynx 59 Yeti 600 ACE стоит ощутимо дороже. Однако мощный четырёхтактный двигатель оправдывает цену. Водяное охлаждение позволяет уверенно работать даже в сложных условиях. Электронная впрыскивающая система помогла обеспечить экономию горючего. К тому же четырёхтактные моторы служат дольше двухтактных аналогов.

Смазка с сухим картером понижает риск масляного голодания. Вариаторная трансмиссия с понижающей передачей проявляет себя очень хорошо.

Благодаря подламыванию задней тележки ехать задним ходом проще. Подвеска выполнена традиционно. Проходимость и манёвренность полностью оправдывают ожидания клиентов.

Снегоход отлично показывает себя на снежной целине и на укатанных участках. Дизайн классического типа смотрится вполне уместно. Аэродинамика отвечает всем ожиданиям. Скоростные показатели тоже радуют, и, соответственно этому, поставлено высокое ветровое стекло, увеличивающее обзор и гасящее порывы ветра. Предусмотрели фары спереди и сзади.

Какой снегоход выбрать, смотрите далее.

Снежные трудяги: что такое утилитарный снегоход?

На протяжении очень многих лет снегоход был «просто» снегоходом – аппаратом для передвижения по снегу. Однако с развитием технологий и, главное, маркетинга снегоходное «царство» начало дробиться на классы, подклассы и разновидности. Сейчас разобраться во всех тонкостях модельных линеек того или иного производителя сможет только человек, серьезно посвятивший себя вопросу. Обывателю же приходится опираться на мнение друзей, «диванных экспертов» и советы продавцов-консультантов в салонах. Однако зачастую то, что вам нужно купить, – это совсем не то, что продавцу нужно продать. И вот здесь-то можно крепко «попасть». Ведь даже «просто утилитарный» снегоход сегодня далеко не так прост, как может показаться.

Основа основ

Термином «утилитарный снегоход» сегодня называют прорву настолько разных моделей, что с наскока разобраться во всем многообразии практически невозможно. Однако мы попробуем хоть как-то классифицировать подвиды «утилей».

Базовый утилитарник – пожалуй, наиболее консервативная каста снегоходной техники. К этому виду «утилей» чаще всего предъявляются довольно типичные требования: надежность, простота обслуживания, ремонтопригодность, тяговитость и низкая цена.

Тайга Варяг 500 – простейший и наиболее дешевый из «полноразмерных» снегоходов на сегодняшний день;

Японский «супербюджетник» Yamaha Tough Pro лишен не только системы раздельной смазки, но даже электростартера

Канадец» Ski-Doo Tundra 600 – пожалуй, один из лидеров по цене. Но и оснащен богаче прочих

Эти машины покупают те, кому важнее быть уверенным в том, что снегоход не сломается от слишком активной эксплуатации под серьезными нагрузками, заведется в любой мороз и утащит за собой тяжелые сани. При этом пользователям этого рода техники не так важна максимальная скорость, разгон, комфорт и количество доступных аксессуаров.

Примерно то же касается вопроса надежности и ремонтопригодности. Условия эксплуатации предъявляют гораздо более жесткие требования к технике, чем, допустим, к квадроциклам, автомобилям или мототехнике. Мороз, снежный покров и короткий световой день могут запросто превратить элементарную поломку в трагедию с человеческими жертвами. В глубоком снегу путь, который снегоход проходит за полчаса, пеший путник может преодолевать сутки! Поэтому в конструкции утилей используют наиболее простые и надежные решения с минимальным риском поломки и максимальным шансом починки в полевых условиях, зачастую в ущерб комфорту, удобству и скорости. Клиентура – те люди, кому снегоходы действительно нужны для работы: егеря, оленеводы, газовики, нефтяники, а также не претендующие на социальный статус «любители».

Примитивные органы управления Yamaha Tough Pro – максимальная надежность при минимальной цене

Конечно, в стане рабочих машин для зимы есть машины попроще и посложнее, менее и более мощные, комфортные и аскетичные, однако балом правят наиболее простые и дешевые модели.

Основными признаками утилитарника можно назвать следующие конструктивные особенности:

  • двухтактный двигатель, чаще всего воздушного охлаждения, рабочим объемом до 600 см3 (простота, залог надежности плюс низкая цена);
  • гусеница имеет длину 3 900 мм (154 дюйма) и ширину 500 (вайдтрак) или 600 (супервайдтрак) миллиметров. Высота грунтозацепа при этом небольшая и редко превышает 30-40 мм;
  • в трансмиссии предусмотрен понижающий ряд для буксировки тяжелых саней или движения по глубокому снегу;
  • спереди чаще всего используются телескопические стойки, сзади – наиболее простые амортизаторы без релугировок;
  • из «комфортных» опций есть только подогрев рукояток руля. В наиболее бюджетных моделях нет даже электрозапуска.

На фото: Американский вариант «рабочей лошадки» – 550 Polaris Widetrak LX

Такие снегоходы зачастую покупают, что называется, «на убой». Выхаживает «варяг», «викинг» или «вайдтрак» сезон-два – и то хорошо, а после этого экономически целесообразнее купить новый снегоход, чем восстанавливать старый. Конечно, речь идет о полноценной эксплуатации, когда снегоход проходит за сезон 20–30 тысяч километров. Некоторые жители Крайнего Севера, например, умудряются за долгую зиму накатать и 40 тысяч километров. «Добивается» снегоход уже летом. Хоть двигатель воздушного охлаждения не требует мороза, но вот трущиеся части подвески от езды по ягелю «умирают». Так «оленные люди» снашивают снегоход меньше чем за год.

Читайте также  Шевроле клан что это такое?

Характеристики легких утилитарников:

  • Относительная дешевизна;
  • Простота конструкции;
  • Легкость и низкая стоимость обслуживания;
  • Подходит для езды по пересеченной местности, целине, лесу, плохим дорогам;
  • Низкий уровень комфорта;
  • Высокая шумность;
  • Низкая скорость;
  • Топливная экономичность.

Четыре такта: когда ресурс важнее массы

На противоположном полюсе стоят машины тяжелого класса. Их главные особенности – четырехтактный двигатель и весьма богатая комплектация. По большому счету, эти «тоже утилитарные» аппараты выполняют прямо противоположные функции относительно машин, описанных выше.

На фото: Типичный тяжелый утилитарник – Lynx 69 Yeti 900 ACE

Тяжелые «утили» в основном покупают не для того, чтобы добираться куда-то в отдаленные места, проезжать много километров по плохим трассам или вовсе без них. Удел тяжелых машин – работа на разного рода объектах, где постоянно нужна подмога тягловой силы, большая мощность и тяга, но нет необходимости ездить по глубокой целине или отправляться в очень дальние пробеги.

На фото: Yamaha Viking Professional на обслуживании олимпийских игр в Сочи

Вспомним, какие снегоходы использовали на олимпиаде в Сочи в 2014 году? Четырехтактные Yamaha Viking Professional. Компания Yamaha стала поставщиком внедорожной техники для игр в Сочи, однако почему из широкого списка моделей выбрали именно эту? Все просто! Четырехтактный двигатель работает заметно тише двухтактника, от него заметно меньше дыма и вони, он быстрее выходит на рабочий режим после простоя (его не нужно долго прогревать). Кроме того, у четырехтактников гораздо выше плавность работы, что важно при перевозке пассажиров, и отличная тяга на низких оборотах, а значит снегоходу проще взбираться на горы и таскать груз – опять же, не воняя выхлопом и не завывая мотором.

На фото: Отечественный тяжеловес Тайга Барс 850

Еще одним ключевым признаком такого аппарата является довольно внушительная масса. Если в глубоком «пухляке», да и просто в лесу это действительно обуза, то на укатанных дорожках – наоборот плюс. Во-первых, тяжелый снегоход имеет более плавный ход, во-вторых, он способен тянуть больший груз, ведь легкая машина будет просто буксовать.

На фото: Lynx 69 Ranger Alpine 1200 4-TEC – снегоход, специально созданный для работы на горнолыжных склонах. Эвакуация, перевозка оборудования, патрулирование – его основная работа

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать резюме всему классу тяжелых утилитарников.

Достоинства

  • Высокая мощность и крутящий момент;
  • Хорошая топливная экономичность и запас хода;
  • Низкий уровень шума;
  • «Чистый» и незначительный выхлоп;
  • Способность таскать тяжелые нарты и работать на крутых склонах;
  • Комфорт пилота и пассажиров.

Недостатки

  • Высокая масса;
  • Плохая приспособленность к движению по целине (снегоход «тонет»);
  • Низкая маневренность;
  • Сложность выкапывания застрявшей машины;
  • Более высокая стоимость и сложность обслуживания и ремонта.

Очевидно, что брать тяжелый «утиль» для того, чтобы кататься одному и по лесам, – идея далеко не лучшая, а вот если ездить предстоит с санями (с пассажирами или грузом) и по укатанным дорожкам, руслам рек или зимникам, то такой четырехтактный утилитарник – ваш выбор.

На фото: Поставить «на ноги» прилегший на бок тяжелый четырехтактный аппарат – задача непростая даже для здоровых мужиков!

Кстати, зачастую производители используют одни и те же платформы или «будки», как говорят в народе, для, казалось бы, столь разных классов машин. Одна лишь замена двигателя и перенастройка подвески позволяют сделать совершенно разные по характеру и назначению машины.

На первом фото – Stels S800 Росомаха, на втором – Stels 600 Viking. Обе машины построены на одной платформе, однако Росомаха – это тяжелый снегоход с гусеницей шириной 600 мм, а Викинг – утилитарник среднего класса с двухтактным двигателем и 500-мм гусеницей

Разрывая рамки…

На вершине «пирамиды» утилитарных снегоходов стоят машины, уже вышедшие одной лыжей из своего класса. Причем выходят они в разные смежные классы. Кто-то в туризм, кто-то в покатушки по пересеченке, кто-то вообще не поймешь куда. Так или иначе, в них появляются черты рекреационных снегоходов, обладающих излишествами, не нужными сугубо рабочим моделям.

Для начала двигатели. Зачем, спрашивается, утилитарнику сверхмощный двухтактник? Таскать сани, как мы уже выяснили, могут и 500-кубовые двухтактники на пониженной передаче или «большие» четырехтактники. Зачем «утилю» 172 л.с.? Вопрос во многом риторический, но те же финны предлагают такой вариант, да к тому же, на 600-мм гусенице.

На фото: Столь любимый среди отечественных охотников «армеец» Lynx Yeti Army получил в прошлом году самый мощный мотор фирмы – 800-кубовый E-Tec мощностью 172 л.с.

О популярных снегоходах этой зимой. Директор магазинов «Арсенал», Андрей Владимирович

Андрей Владимирович, расскажите, пожалуйста, о снегоходах. Какие они бывают, для чего предназначены и чем они различаются?

Снегоходы делятся на четыре условные категории: спортивные, горные, туристические и рабочие или, как их ещё называют утилитарные.

Что такое туристические снегоходы?

Это двухместные семейные снегоходы, багажник у них либо совсем маленький, либо его нет вообще. Гусеница длиннее, чем у спортивных, но такая же узкая, значит, по глубокому снегу идет плоховато, а в сугробах просто зарывается. Обычно идут в максимальной комплектации для комфорта 2 пассажира. Сиденье удобное, лобовое стекло значительно выше.

Что такое спортивные снегоходы?

Эти машины нужны именно для спорта — соревнований на скорость по накатанной трассе. Это самые легкие снегоходы. Далеко не все спортивные снегоходы имеют задний ход — т.е. если вдруг упёрся в бугор или в канаву, надо оттаскивать машину руками, да и с прицепа не съедешь. Проходимость спортивных снегоходов очень плохая за счет узкой и короткой гусеницы. Спортивные машины одноместные, второго человека посадить просто некуда, багажника, разумеется, тоже нет. Лобовое стекло практически отсутствует, ездить откровенно холодно. Все это ради высокой скорости.

Что такое горные снегоходы?

Это одноместный спортивный снегоход с самой длинной гусеницей, имеющий самый большой грунтозацеп. Он уверенно чувствует себя в самом глубоком снегу, изначально предназначен для катания в горах, обрел не мало поклонников и в наших снегах.

Что такое утилитарные снегоходы?

Длинная и широкая (508 мм против 380) гусеница, двухместное сидение, высокое лобовое стекло. Предназначен для поездок именно по целине, проходимость феноменальная, при этом по накатанной трассе можно тоже неплохо разогнаться. Багажник большой, вполне рюкзак и канистру можно разместить. Есть фаркоп, можно тащить сани, тяговое усилие до 500 кг. Главное — коробка передач обычно не цепная, а шестеренная, это надежнее.

Есть ли отличительные особенности гусеницы в снегоходах?

Короткая гусеница легче, длинная – тяжелее, следовательно — для вращения короткой гусеницы нужно меньше мощности, а для вращения длинной – больше, причем для движения с одной и той же скоростью. Короткая гусеница позволяет поворачивать круче и быстрее, так что короткую гусеницу рекомендуется выбирать для движения по насту или по торосистой местности. Только трасса стала шире, увеличение длины опоры повысит устойчивость машины и добавит плавности ходу, делая езду более комфортной. Прежде всего, увеличение длины гусеницы рекомендуется для повышения проходимости, что просто необходимо в условиях рыхлого глубокого снега. Прокладывать трассу между деревьев на малой скорости, да еще по глубокому свежему снегу, да так, чтобы не провалиться по самый глушитель – вот для чего нужна длинная гусеница.

Расскажите, пожалуйста о самых популярных снегоходах?

Самые популярные снегоходы Arctic Cat моделей: Bearcat 570 XT, Bearcat Z1 XT, горные М8.

Есть ли модели снегоходов, которые Вам бы хотелось особенно выделить?

Arctic Cat Bearcat 570 XT один из ярких представителей нового класса снегоходов.

Что означает XT?

Приставка XT означает гусеницу шириной в 508 мм. Существеет и просто Arctic Cat Bearcat 570 с длинной но более узкой гусеницей. Это легкий утилитарный снегоход с тем же мотором, но на другой платформе.

Какой должен быть снегоход?

Сначала главной задачей, которая стояла перед конструкторами, были проходимость и надежность. Снегоходы были «дубовыми» и неуклюжими. И только в новом сезоне у охотника, рыбака и просто туриста, путешествующего экстремально, появился комфортный снегоход марки Arctic Cat Bearcat 570 XT.

Какой вид платформы у данного снегохода?

Платформа Twin Spar хороша не только своей эргономичной посадкой и хорошей управляемостью. Она концептуально позволила вместить в себя все новое и прогрессивное. Появившийся в прошлом году Bearcat 570 XT удовлетворит все запросы даже самых взыскательных пользователей снегоходов.

Каковы главные преимущества данной модели снегохода?

Во-первых, он универсален. Благодаря новой конструкции этот снегоход хорошо управляется и ведет себя на любых покрытиях, наверное, лучше большинства собратьев с широкими гусеницами.

В чём отличия от модельного ряда снегоходов прошлого сезона?

Итак, если кому-то доводилось ездить на прежнем Bearcat, тот сразу почувствует разницу. Хотя посадка практически ничем не отличается от посадки на снегоходах серии Т. Многим она может показаться более удобной, так как задняя подвеска у 570 XT более жесткая, что дает уверенность в адекватной управляемости. Несмотря на то, что в передней части установлен двухтактный 570-кубовый (рабочий объем 565 см3) мотор и разместилась подвеска AWS седьмого поколения, она достаточно легкая и у аппарата хорошая развесовка без пассажира или груза на багажнике.

Можно ли перевозить груз на данном снегоходе?

Груз также не нарушают эту гармонию, можно снять задние сиденья и установить большой багажник, в зависимости от нагрузки отрегулировать жесткость пружин и поднять дополнительные рессоры. Расскажите о задней подвеске. Задняя подвеска Articulating устроена таким образом, что ее механизм успешно справляется с возможными перегрузками, а также с быстрым изменением тяги мотора. При движении назад она приподнимается.

Что может являться залогом простоты управления данным снегоходом?

Залогом простоты в управлении можно считать то, что сегодняшний Bearcat собран на базе шасси Twin Spar, которое жестче прежнего примерно на 40% (по утверждению производителя). Центр массы смещен вперед, так что даже при полной паспортной загрузке лыжи передней подвески находятся в постоянном контакте с поверхностью движения. Общий маршрут длиной около 20 км по рыхлому мокрому снегу, который довелось пройти весной на 570 XT, изобиловал “гребенками”. В некоторых местах из-под снега выглядывал откровенный грейдер. Но, как показали пробные заезды, 570 XT достаточно легко “переваривает” все изменения поверхности движения, и водителю остается только правильно выбирать скоростной режим и дугу поворота, чтобы остаться на трассе. Через некоторое время после старта в голове родилась аналогия с трамваем, который может сойти с рельсов только в исключительных случаях. Bearcat идет точно в том направлении, куда хочет драйвер. Для снегохода с гусеницей шириной 50 см это крайне редкий случай. Обычно “вайтрак” на большой скорости пытается либо “мести хвостом”, либо “утянуть” лыжи с курса. Но 570 XT неоднократно доказывал, что он является счастливым исключением.

Читайте также  Как отключить электроусилитель руля на калине?

Расскажите о моторе на данном снегоходе?

Мотор устанавливаться как двухтактный 63л.с. Воздушного охлаждения, так и четырехтактный 123л.с.

Какова вместимость снегохода?

Он универсален. Можно ездить одному, вдвоем, и даже втроем. Наличие на заднем сиденье пассажира, независимо от его веса (до 120–130 кг), не вызывает при управлении у водителя каких-то негативных эмоций, пассажира просто не замечаешь. Ездить с одиночным сиденьем – мечта настоящего охотника или любителя зимней рыбалки. Места для багажа хоть отбавляй, а уложить багаж в задней части снегохода помогут специальные релинги, кофры и система размещения грузов. Когда же возникает необходимость покатать кого-либо, можно установить 2- и даже 3-местное сиденье. Места достаточно, сиденья крепятся легко, подвеска выдержит, а водитель получит удовольствие от эмоций своих пассажиров, закладывая пируэт за пируэтом. Не “горник”, конечно, но покататься по целине на 570 XT можно, разве что надо поглядывать, чтобы не налететь на пеньки и камни, которые могут скрываться под снежным покровом, и не забывать, что задняя и передняя подвески регулируются в достаточно широком диапазоне.

Существуют ли какие-то новшества в данном снегоходе?

Конструкторы внедрили в конструкцию снегохода электрическое управление включением заднего хода. Вещь удобная и далеко не бесполезная. Теперь задний ход можно включить простым нажатием кнопки, расположенной на руле, а о рычаге, который находился перед коленкой забыть, как о страшном сне. В этом году штатно установили сверхвысокое лобовое стекло, теперь охотникам и рыбакам не надо нагибаться чтоб не дуло ветром. Дополнительное оснащение в этом году богаче, чем в прошлом. в каталоге аксессуаров для снегоходов теперь появился даже нож-отвал для снега, который крепится к передней части снегохода, так же есть возможность установить лебедку как спереди, так и сзади.

Будет ли Bearcat 570 XT популярен среди кировчан?

Arctic Cat Bearcat 570 XT благодаря хорошей управляемости и многофункциональности, скорее всего, найдет в новом сезоне немало поклонников. При этом надо учесть и то, что его цена не столь высока.

Выбор снегохода

Итак, давайте с начала разберемся с видами снегоходов. Бывают спортивные, горные, туристические, утилитарные и детские снегоходы. Все зависит от ваших требований к машине.

Спортивные снегоходы отличаются мощным и приемистым двигателем, энергоемкой подвеской, малым весом и плохой проходимостью по глубокому снегу из-за короткой (121 дюйм (3073 мм)) гусеницы. Стихия этих снегоходов — ровные и укатанные трассы, ледяная гладь озер. Спортивные снегоходы не отягощены электростартером и задним ходом (опции). На них очень тяжело пробиваться в лесу, да и вообще ехать по глубокому снегу. Максимальная скорость достигает 190 км/ч И не забудьте, что это одноместные снегоходы.

Горные снегоходы созданы для передвижения по рельефной местности в глубоком снегу. Отличаются хорошей проходимостью, опять же крепкой подвеской. Как и спортивные, горные снегоходы имеют одно посадочное место. Двигатели объемом от 600 до 1000 см3, длинные гусеницы с большими зацепами — вот благодаря чему у снегохода хорошая проходимость. Надо помнить, что хорошая проходимость будет возможна лишь в том случае, когда пилот активно помогает снегоходу.

Предназначение туристических снегоходов — комфортное передвижение по укатанным трассам и неглубокому снегу. Эти снегоходы бывают совершенно разные: от моделей с двигателем 380 см3 с минимальным набором опций до 800-кубовых «лимузинов». Это двухместные машины, которые с легкостью перевозят Вас и Вашего пассажира. Основные недостатки — очень большой вес и размеры, в связи с чем сильно страдает проходимость и иногда бывает очень трудно вытащить этих «бегемотов».

Утилитарные снегоходы (вайдтраки) — чемпионы по проходимости на равнине. Отличительная особенность — широкая гусеница, большое количество багажных отделений. При езде по лесу этим снегоходам нет равных. Одним словом, танки. Снабжены фаркопом и могут тягать за собой до 500 кг груза. Максимальная скорость порядка 120 км/ч.

Детские снегоходы предназначены для школьников, детей в возрасте 9-12 лет.

Выбор снегохода зависит от того, какие требования Вы к нему предъявляете и в какой местности живете. Для Западного региона страны характерно небольшое количество снега (обычно до метра) и есть возможность кататься на всех типах снегоходов.

Если Вас не прельщает езда в глубоком снегу, «пробивки» в лесу, но Вы любите погоняться по извилистым трассам с друзьями, то Ваш выбор, однозначно, — это спортивный снегоход. Также есть модификации «спортов» с удлиненной до 136 дюймов гусеницей. Например, для Московской области это хороший вариант, и проходимость такого снегохода будет «на уровне». Если Вы предпочитаете активную езду в глубоком снегу, и при этом Вам нужна хорошая скорость — надо брать «горник». Главное не переборщить с длиной гусеницы.

Для Москвы, Питера и им подобных, гусеница длиннее 144 дюймов (3658 мм) совершенно не нужна. Тут такое правило: чем длиннее гусеница, тем лучше проходимость, хуже управляемость и больше вес. И наоборот. Если же активно ездить не позволяет возраст и скорость больше 120 Вам не нужна, но по снежному бездорожью ездить хочется, надо брать вайдтрек. Тут по сравнению с горным есть один неоспоримый плюс — можно выезжать на катания с семьей. При выборе утилитарника обычно смотрят на двигатель и переднюю подвеску. Двигатели идут от 550 кубов (воздушное охлаждение, 2 такта) и до литровых четырехтактников.

Передняя подвеска может быть рычажной, а может быть телескопической. Преимущество рычажной — лучше управляемость, телескопическую же сложно повредить о пеньки и прочие препятствия. «Телескопы» обычно берут охотники. Еще бывают, так называемые, супер вайдтраки, гусеница у них еще шире. На мой взгляд, это уже излишество. При очень широкой гусенице страдает управляемость, да и проходимости не особо прибавляется.

Большинство снегоходчиков, которые катаются в глубоких снегах, согласятся с этим. Туристические снегоходы, как правило, покупают люди, которые далеко от дома не уезжают. Снегоход используется для того, чтобы развеяться в окрестных полях или выехать на пикничок. Часто «турист» — это первая машина, с которой начинается освоение снегохода, появляется опыт, предпочтения, и этот снегоход меняется на что-то более подходящее. В целом, это неплохие семейные машины, предоставляющие высокий уровень комфорта и пилоту, и пассажиру.

И вот еще. Когда Вы уже более менее определились с типом снегохода, выбор сузится. Обычно выбирают между спортивным и горным снегоходами и между «туристом» и утилитарным снегоходом. Первые два для агрессивной езды без пассажира, и выбор делается в зависимости от величины снежного покрова. Тут все просто. А теперь про вторую «двойку».

Более рациональный выбор — купить снегоход с широкой гусеницей (утилитарный). На нем можно выезжать вдвоем, можно с легкостью передвигаться по глубокому снегу. Минусы — небольшая максимальная скорость (я уже писал, около 120), а также управляемость чуть-чуть похуже чем у туристов. Да и то с этим можно поспорить. Многие вайдтраки обеспечивают достаточный комфорт как пилоту, так и пассажиру. Это раньше они были «дубовые», а сейчас же с каждым годом уровень комфорта растет.

Немного про туристические снегоходы. Чем мощнее двигатель, тем снегоход круче. Причем уровень оснащения зависит от мощности двигателя. Если уж брать, то кубов на 800. Помните, что на всех туристических снегоходах тяжело передвигаться в глубоком снегу, «засадить» их очень легко, а вот вытащить очень сложно, слишком тяжелые. Ну если у Вашего друга вайдтрак, проблема вроде как отпадает.

Все вышенаписанное подходит для Западного региона, тогда как в Сибири, на Урале или на Дальнем Востоке можно использовать только горные и рабочие снегоходы из-за обильного количества снега. Думаю тут все ясно. Любите адреналин — берите «горник», нравятся более уравновешенные катания, требующие меньших физических затрат — Ваш выбор — утилитарный снегоход.

Рыболовам и охотникам вообще думать нечего — для них только «утилиты».

Рассмотрим теперь второй вопрос. Часто перед покупателями стоит выбор: взять б/у импортный, новый отечественный снегоход или новый импортный. Покупая б/у импортный снегоход, Вы покупаете кота в мешке. Неизвестно как с ним обращался предыдущий хозяин. Мог убивать, не обкатывать, а потом провести грамотную предпродажную подготовку и впарить Вам. А мог обращаться бережно, тогда Вам повезло. Покупая же новый отечественный снегоход, Вы, как это ни странно звучит, тоже получаете кота в мешке. Все обладатели «наших» снегоходов подтвердят, что из ворот цехов российских заводов выходят совершенно разные машины. Можете отъездить несколько лет без проблем, а могут начаться «детские» болезни через сто километров пробега. Зато гарантия есть. Правда дилеры все время хотят увильнуть от ремонта за свой счет. Идеальный же вариант купить б/у импортный снегоход у своего товарища, который ничего не скроет, или у хорошего дилера, который расскажет всю историю обслуживания этого снегохода. Если же покупаете «с рук», обязательно возьмите с собой друга, который хорошо разбирается в технике и знает как все должно быть.

Если же денег совсем мало и хватает только на б/у российский снегоход, то готовьтесь к трем вариантам. Либо снегоход был у опытного владельца и «переболел» детскими болезнями и вряд ли сломается в скором времени, либо предыдущий хозяин «убил» технику и пытается ее выгодно для себя впарить. Ну и третий, снегоход меняется на что-то более крутое и качественное. Вполне возможно, что будет в нормальном состоянии.

При покупке подержанного снегохода берите с собой опытного друга, который всегда поможет советом и не гонитесь за дешевизной.